Пресс-релиз

12.12.2024

На стыке науки и производства

На стыке науки и производства
Подготовка кадров для экономики региона, причины кадрового дефицита, выстраивание партнерских отношений между промышленными предприятиями, бизнесом и образовательными учреждениями, реализация федерального проекта «Профессионалитет» - эти и другие вопросы легли в основу круглого стола «На стыке науки и производства: подготовка кадров для промышленного роста Волгограда и области». В мероприятии приняли участие представители крупнейших предприятий Волгограда, руководители учреждений высшего и среднего специального образования, директора школ, специалисты профильных структур администрации Волгоградской области и администрации Волгограда, общественники, студенты и школьники. Выводы участников состоявшейся дискуссии войдут в практические рекомендации и программы, направленные на повышение уровня профессионального образования. Модератором круглого стола выступил первый заместитель председателя Волгоградской городской Думы, региональный координатор федерального партийного проекта «Единой России» «Выбирай свое» Дмитрий Дильман. Мероприятие состоялось на площадке Штаба общественной поддержки.
Реализуемый в России федеральный проект «Профессионалитет» призван стать важным шагом к созданию современной системы профессионального образования. Проект нацелен на интеграцию образовательных учреждений с предприятиями – студенты стажируются непосредственно на производстве, осваивают актуальные технологии и методы работы, знакомятся с потенциальными работодателями. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола.
- В современном мире, где выбор профессии становится все более сложным и многогранным, профориентационная работа должна начинаться уже с начальных классов и продолжаться на протяжении всего обучения в школе, колледже и вузе, - отметил, открывая встречу, Дмитрий Дильман. – В регионе уделяется особое внимание работе со школьниками, сотрудничеству с работодателями, участию бизнеса в образовательном процессе, привлечению работодателей к разработке образовательных программ и стажировок для студентов. Уверен, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон у нас появится молодое поколение высококвалифицированных специалистов, способных внести значительный вклад в развитие экономики страны.
Вопросы, поднимаемые в ходе дискуссии, были объединены общей тематикой - мотивация и привлечение молодежи в сферу промышленного производства. Доклады сопровождались презентацией с подробной информацией, статистикой прежних лет и задачами на перспективу.
О широком выборе для трудоустройства говорил председатель комитета по труду и занятости населения Волгоградской области Дмитрий Локтионов. «В области сейчас 22600 вакансий, и для вас открывается прекрасная возможность найти себя в любой профессии», - отметил он, обращаясь, в первую очередь, к присутствующей молодежи. Дмитрий Локтионов напомнил, что у каждого крупного предприятия имеется свой учебный комбинат, где готовы доучивать молодые кадры. Самыми востребованными на производствах сейчас остаются специальности швея, слесарь, электромонтер, станочник.
Представитель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Наталья Высоцкая свой доклад посвятила системе среднего профессионального образования на территории региона. Речь, в том числе, шла о реализации федерального проекта «Профессионалитет» и функционировании его кластеров.
Наталья Высоцкая отметила хорошую подготовку учащихся, поступающих в колледжи после 9-го класса - средний балл их школьного аттестата составляет 4.1, а по медицинским направлениям еще выше - 4,9-5 баллов. «Разбиваем стереотип о том, что в колледж идут не самые успешные ученики», - заключила она.
Начальник отдела общего и дополнительного образования профильного департамента администрации Волгограда Галина Орехова, в свою очередь, рассказала о профориентационной работе в муниципальной системе образования. В числе приоритетных направлений - работа профильных классов, участие школьников в мастер-классах, встречи с представителями учебных заведений и потенциальными работодателями, занятия в технопарке «Кванториум», просветительская работа с родителями.
Школа тоже испытывает дефицит кадров. При этом, как отметила представитель ВГСПУ Татьяна Бурякова, педагогический вуз при наборе студентов недостатка не испытывает. «96 процентов выпускников университета трудоустраиваются, однако не все – по профессии», - констатировала она.
О том, как эта проблема решается в отдельно взятом учреждении, рассказала директор школы № 89 Дзержинского района Людмила Лытаева. Учебное заведение взаимодействует с Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом. Здесь несколько лет успешно реализуется проект «Психолого-педагогический класс» на платформе онлайн-обучения «Мирознай».
- Это уникальный проект, в рамках которого ученики старших классов знакомятся с профессией учителя. Школа ежегодно выдает 2-3 направления в ВГСПУ на целевое обучение. Впоследствии выпускники школы, закончившие педагогические вузы и ссузы, возвращаются обратно в школу. На сегодняшний день, например, у нас работают 7 выпускников школы.
Юрий Моисеев, директор Волгоградского политехнического колледжа имени Вернадского, который в последние годы стремительно развивается и благодаря поддержке региональных властей и предприятия «Каустик» оснащается современным учебным оборудованием, отметил, что они готовы взять под свое наставничество молодых преподавателей химии.
Проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета Игорь Гоник, в свою очередь, рассказал о том, что в вуз постоянно поступают заявки от предприятий с предложением прислать студентов на практику. Проректор аграрного университета Иван Несмиянов отметил, что 75 процентов выпускников вуза остается работать в регионе.
Отдельная тема – работа с «целевиками». Участники диалога были солидарны: работодателям следует более активно проявлять заинтересованность в этом вопросе, ведь студенты, которые учатся по целевому направлению от предприятия по окончании учебного заведения гарантированно придут к ним работать. Кроме того, это обеспечивает соответствие учебного процесса реальным потребностям рынка. Создание кластеров, где объединяются образовательные учреждения и предприятия, становится эффективным инструментом для подготовки высококвалифицированных кадров.
Свою позицию также высказали студенты и старшеклассники. У одних дальнейшие планы связаны с университетами Волгограда, другие планируют поступать в московские вузы.
Дарья Карпенко является в Волгоградском регионе амбассадором федерального проекта «Профессионалитет», который позволяет колледжам непосредственно готовить специалистов для предприятий:
- Я учусь на втором курсе политехнического колледжа имени Вернадского по специальности «химическая технология органических веществ». Мне нравится моя специальность, и я вижу свои перспективы, ведь наш партнер – «Каустик», который всегда нас поддерживает. Я изучаю китайский язык, планирую освоить китайский технический, чтобы взаимодействовать с партнерами на международном уровне. Для меня это актуально и, думаю, что предприятию смогу принести пользу.
По итогам мероприятия был сформирован ряд рекомендаций. В числе предложений – сделать на площадке гордумы постоянно действующий проект, направленный на профессиональную ориентацию обучающихся образовательных учреждений.
- Сегодня в дискуссии участвовали заинтересованные люди, которые поднимали очень острые проблемы. Мотивировать надо как детей, так и преподавателей на подготовку качественных специалистов, патриотов, любящих регион и город. На стыке науки и производства – это означает, в том числе, и решение социально-экономических вопросов, направленные на развитие города, - поделилась мнением представитель Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС Юлия Дроздова.
Значимым назвал прошедшее мероприятие первый заместитель председателя гордумы Дмитрий Дильман.
– Тема подготовки кадров интересна всем сторонам - будущим специалистам, школьникам, представителям промышленности и бизнеса. Получилась очень живая дискуссия. Главное, о чем говорили участники нашей встречи, - необходимо выстраивать связь между предприятиями и образовательными учреждениями всех уровней, ведь подготовка кадров должна начинаться еще со школьной скамьи. Дети должны делать осознанный выбор и понимать, где они хотят работать и куда они придут после учебного заведения. Сегодняшним мероприятием мы открыли цикл встреч, посвященных решению проблемы дефицита кадров. И обязательно будем их проводить на регулярной основе – с приглашением представителей предприятий, школ, вузов и ссузов.